Страничка педагога-психолога

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение "Детский сад № 160"

г.Нижний Новгород, ул.Адмирала Макарова, д.3А

тел. (831) 435-19-96

e-mail: ds160_nn@mail.52gov.ru

Страничка педагога-психолога

 

 

    Здравствуйте, давайте познакомимся!

 Вас приветствует педагог-психолог

Перевезенцева Евгения Александровна 

 

Ссылка на мини-сайт педагога-психолога

nsportal.ru/perevezentceva-evgenia-aleksandrovna

 

 Часы работы педагога-психолога:

 

Понедельник: с   08.00  - 15.00            Среда:           с  08.00  - 15.00            

Вторник:        с  08.00  - 18.00           Четверг:         методический день

Пятница:  с  08.00- 14.00

 

 

Приемные часы  для родителей:

Вторник:     с  16.00  - 18.00            

  

  

  

представлены:

- программа психологического сопровождения деятельности воспитанников ДОУ;

- коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия;

- программа оказания помощи воспитанникам в социальной адаптации.

 Программа по сенсорному развитию детей 

 

«Как помочь ребенку справиться с эмоциями»

Эмоции являются неотъемлемой частью нашей жизни. Наши взаимоотношения с окружающими во многом зависят от нашей способности проявлять или наоборот скрывать свои эмоции.

Дети эмоционально нестабильны и слабо контролируют свои переживания. Именно поэтому с самого раннего возраста детей нужно учить, как правильно проявлять свои чувства и как их контролировать

В противном случае  ребенок рискует во взрослой жизни остаться инфантильным, то есть незрелым с эмоциональной точки зрения, не умеющими сдерживать свои эмоциональные реакции.

Начинать необходимо с умения облекать свои эмоции в слова. Злость и неудовольствие всегда ищут выхода. Если человек не может избавиться от них словами, он сделает это кулаками.

Поэтому необходимо  рассказывать ребенку о своих переживаниях и поощрять к этому ребенка. Для эмоционального развития ребенка необходимо как можно чаще задавать вопрос «Что ты чувствуешь?», вести беседы. Это успокоит и расслабит ребенка, снизит его негативные реакции.

Эмоции ребенка и что их вызывает.

Что такое эмоция? Эмоции – это внутренние переживания человека. Эмоции выражают отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям и носят ситуативный характер.

К эмоциональным состояниям человека относят:

настроение

(общее стойкое актуальное эмоциональное состояние человека, определяющее его общий тонус и активность);

страсть

(сильная, все себе подчиняющая увлеченность человека кем-либо или чем-либо);

аффект

(яркое, кратковременное эмоциональное переживание, например, горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе);

чувства

(высшие человеческие эмоции, связанные с теми людьми, событиями, предметами, которые для данного человека являются значимыми);

стресс

(состояние сильного общего напряжения, возбуждения в трудных, необычных, экстремальных условиях).

Эмоции могут быть положительными и отрицательными.

Положительные эмоции большинство из нас устраивают, их хочется сохранить подольше. А вот отрицательные мешают, напрягают, делают нас уязвимыми (такие как гнев, ненависть, страх,отвращение и т.п.), поэтому от них хочется избавиться. Как же в этом помочь  деткам? Для начала необходимо знать, что может вызвать отрицательные эмоции у ребенка. Таких причин довольно много, выделим основные.

 

Что у ребенка вызывает отрицательные эмоции?

1.     Противоречие между сильным желанием и невозможностью удовлетворить его.

2.     Конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к ребенку, неуверенному в собственных силах (наблюдается в ситуации, когда родители предъявляют к ребенку завышенные требования в учении, которые ему явно не по силам).

3.     Противоречивость требований родителей, родителей и педагогов (например, тренер воспитывает дисциплину, требует соблюдение определенного режима спортсменом, родители же тренера в этом не поддерживают), в результате формируется злоба, недоверие, поэтому так важна согласованность действий родителей и педагогов.

4.     Частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны. В психологии существует такое понятие как заражение, т.е. непроизвольная передача эмоционального состояния от одного человека другому. Поэтому важно научиться самому и научить ребенка справляться со своими эмоциями.

5.     Использование приказов, обвинений, угроз, оскорблений вместо доверительной беседы и совместного анализа возникшей ситуации.

  Как справиться с эмоциями, которые бушуют вследствие какой-то ситуации? Будь это волнение перед важным событием или неудача, или,наоборот, когда в случае чрезвычайного успеха положительные эмоции столь сильны, что начинают мешать.

 

Поддержка ребенка в ситуациях волнения или неудачи.

Важно отметить, что искренняя забота, внимание,любовь к детям в семье помогает им справляться со многими трудностями, сохраняют психологический комфорт ребенка, эмоциональное состояние детей в таких семьях более стабильно.

Ребенок постоянно задает вопрос: “Вы любите меня?”. Может быть, произносит его вслух, а может быть он остается во внутреннем диалоге.Если  любят ребенка, безусловно, он чувствует,что ответ на этот вопрос положительный, если  его любят условно (проявляют любовь лишь когда ребенок “вел себя хорошо”, был успешен), то он теряет уверенность в себе, становится тревожным и напряженным. От ответа, который получает ребенок на этот жизненно важный для него вопрос,в значительной степени зависит его основное отношение к жизни. Это принципиально значимо для его дальнейшего развития.

Какие есть способы  поддержки в трудных для ребенка ситуациях? Давайте подумаем о них вместе,ведь многими из них вы пользуетесь.(обнять, погладить по руке, пожать руку, прижать с груди, погладить по голове, посидеть рядом и т.п.)

 

Контакт глаз

Под контактом глаз понимается наш прямой взгляд в глаза другому человеку.Большинство людей не осознают, насколько это решающий фактор. Пробовали ли вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть вам в лицо? Это трудно, представьте себе, и очень резко влияет на наше отношение к нему. Нам скорее симпатичнее и больше нравятся люди с открытым и дружелюбным взором, искренней улыбкой, доброжелательным и дружелюбным отношением к собеседнику.Многочисленные исследования показали, что открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку существенно важен не только для установления хорошего коммуникационного взаимодействия с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей.

Контакт глаз (осознаем мы это или нет)является основным средством для передачи нашей любви к детям. Чем чаще родители с любовью смотрят на ребенка, тем больше он пропитан этой любовью. Однако через контакт глаз могут передаваться и другие сигналы. Особенно нежелательно использовать контакт глаз, когда делают ребенку внушение, наказывают,ругают, упрекают его и т.п. Когда родители используют это мощное средство контроля преимущественно в отрицательном ключе, то и ребенок видит своего родителя в основном в отрицательном плане. Пока ребенок маленький,страх делает его покорным и послушным, и внешне это нас вполне устраивает. Но ребенок растет, и страх сменяется гневом, обидой, депрессией.

Внимательнее всего слушает нас ребенок, когда мы смотрим ему в глаза.

Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в контакте глаз. Ласковый взгляд способен уменьшить уровень тревожности.Переданная взглядом информация может глубже отпечататься в сознании ребенка, чем сказанные слова.

 

Физический контакт

Казалось бы, это вполне естественно, но исследования показали, что большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости (помогая одеваться, переводя через дорогу и т.п.). Для физического контакта вовсе необязательно лезть к ребенку с объятиями и поцелуями, вполне достаточно прикоснуться к руке, погладить по голове, потрепать по волосам и т.п. Главное, чтобы все эти нежные прикосновения были естественны и искренни и не были демонстративны или чрезмерны.

 

Пристальное внимание

Следующий способ выражения любви и поддержки ребенку - пристальное внимание, под которым понимается наше полное сосредоточение на ребенке, без отвлечения на какие-либо мелочи,позволяющее ребенку почувствовать, что он в глазах взрослых  важный человек в мире. Как ни странно, чаще всего в минуты, когда ребенку больше всею необходимо наше пристальное внимание, мы в силу тех или иных обстоятельств к нему не расположены. Необходимо помнить, что это чрезвычайно важно для развития положительной самооценки ребенка. Если ребенок не получает достаточно пристального внимания, он чувствует,что все на свете важнее, чем он, и это служит причиной его беспокойства. В результате у такого ребенка отсутствует чувство безопасности и тем самым нарушается его эмоциональное развитие.

Если мы проявляем пристальное внимание к  ребенку, то он приобретает способность и потребность делится со взрослым своими переживаниями, делает это естественно,даже переживая кризисные периоды в своей жизни.

 

Саморегуляция

Мы уже говорили о том, что ребенок может “заразиться” отрицательными эмоциями взрослого, поэтому важно научиться управлять своим эмоциональным состоянием и научить этому ребенка.

Повлиять на свое эмоциональное состояние и на состояние ребенка можно с помощью специально разработанных психологами и физиологами упражнений.

Когда человек испытывает какие-либо эмоции, то их обычно можно определить по его мимике. Кроме мышц лица меняется также тонус и в других мышцах тела. Только это не так заметно. Но наблюдательный человек может по походке, осанке и некоторым другим внешним признакам определятьв каком настроении находится человек.

Обучившись регулировать тонус мышц,научившись расслабляться, мы получаем некоторую власть над своими эмоциями. Так, контролируя напряженность своих мышц, мы контролируем свои эмоции.

Дело в том, что мышечный тонус напрямую связан с активностью мозга, поэтому, расслабив почти все свои мышцы, мы снижаем эту активность и даем мозгу возможность отдохнуть и восстановить свои силы.

Релаксация – это универсальный процесс восстановления не только мышц, но и нервной системы. Релаксация помогает справиться с трудностями, которые проявляются телесно-непоседливость, вспышки гнева. Этот метод необходим прежде всего тем детям, которые не уверены в себе и часто тревожатся и тем, кто бывает агрессивен. Расслабление снижает физическое и эмоциональное напряжение и приносит долгожданный отдых организму. Ребенок оказывается в состоянии «полусна». И ему легче войти в мир фантазий или терапевтических сказок, расслаблению помогает тихая, спокойная музыка и успокаивающие запахи ( лаванда, душица, мелиса). Для более быстрой релаксации предложить ребенку дышать «животом», представив воздушный шарик, который надувается на вдохе и сдувается на выдохе. Воображение-отличный помощник для расслабления ( опасен для детей, страдающих психическими заболеваниями)

На практике возможно применять следующие упражнения для релаксации детей.

Обратите внимание на очень простые техники дыхания. Давайте потренируемся и отдохнем.

 

Базисная техника саморегуляции дыхания.

1.     Сядьте и займите удобное положение.

2.     Положите одну руку в области пупка, вторую — на грудь (эти манипуляции необходимо выполнять только на начальном этапе освоения техникой с тем, чтобы запомнить правильную последовательность дыхательных движений и возникающие ощущения).

3.     Сделайте глубокий вдох (длящийся не менее 2-4 секунд), набирая воздух сначала в живот, а затем заполните им всю грудь.

4.     Задержите дыхание на 1 — 2 секунды.

5.     Выдыхайте медленно и плавно. Выдох должен быть длиннее вдоха в два раза.

6.     Снова сделайте глубокий вдох без остановки и повторите упражнение.

Упражнение повторяется 4 — 5 раз подряд.

Необходимо помнить, что при выполнении данной техники может возникнуть головокружение.Это обусловлено индивидуальными особенностями.В случае возникновения головокружения сократите количество циклов, выполняемых за один подход.

Технику саморегуляции дыхания можно и важно использовать не только в моменты психоэмоционального напряжения, но и в течение дня от 5 до 15 раз, уделяя ее выполнению 1 минуту.Данная техника прекрасно помогает снять эмоциональное возбуждение, состояние напряженности и т.д.

Необходимо помнить.

Успокаивающее дыхание-медленный глубокий вдох через нос, пауза в полвздоха, выдох-длительностью в 2 вдоха.

Мобилизирующее дыхание-удлененный глубокий вдох ( 4 сек), пауза, длительность в полвдоха ( 2 сек.), короткий, громкий, энергичный выдох ( 2 сек.) Длительность вдоха превышает выдох приблизительно в 2 раза.

 

Компьютер и ребенок: все за и против

Самое главное – знать как влияет компьютер на детский организм и сколько времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья. Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение. Давайте разберём каждый из них по порядку:

Нагрузка на зрение

Это первый и самый главный фактор. Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Ребёнок старшего дошкольного возраста может проводить за компьютером не более 10-25 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см. И помните: компьютер не является основной причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор и чтение в темноте. При грамотном подходе и организации рабочего места ребёнка, его зрению ничего не угрожает.

Стеснённая поза

Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех  смыслах привычка может остаться на всю жизнь.

  Психическая нагрузка

Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе (повторимся ещё и ещё раз) следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, малыш напрягается сам. Ну и , наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы.

 

Излучение

Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но должна вам сказать, что у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А малыша, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.

Осваивая с ребёнком компьютер, вы формируете развитую, социально адаптированную личность, а запреты и наказания ничего кроме ответной агрессии не вызовут. Интерес детей к компьютеру огромен, и ваша задачанаправить его в полезное русло, сделав компьютерные средства привычными и естественными для повседневной жизни детей.

 

Итак, семь основных  правил при работе малыша за компьютером

                                                                 (которые также необходимо соблюдать и взрослым):

· При слабом зрении садиться за компьютер можно только в очках.

· Соблюдать расстояние от глаз до экрана (50-70 см).

· Делать перерывы в работе и гимнастику для глаз через каждые 15-25 минут работы перед монитором.

· Соблюдать правильную рабочую позу.

· Не работать на компьютере в темноте.

· Следить за содержательной стороной игр и программ.

· После занятий  умыться прохладной водой.

 

10 заповедей для мамы и папы будущего первоклассника

1.НАЧИНАЙТЕ «ЗАБЫВАТЬ О ТОМ, ЧТО ВАШ РЕБЁНОК МАЛЕНЬКИЙ»

Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду» (вымыть пол, вынести мусор, вытереть пыль и т.д.).

2. ОПРЕДЕЛИТЕ ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ

Это могут быть как познавательные интересы (любые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем).

3. ПРИОБЩАЙТЕ РЕБЁНКА К ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ СЕМЬИ

Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на мороженое и на хлеб, комментируя сумму на тот и другой товар). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.

4. НЕ РУГАЙТЕ, А ТЕМ БОЛЕЕ НЕ ОСКОРБЛЯЙТЕ РЕБЁНКА В ПРИСУТСТВИИ ПОСТОРОННИХ

Уважайте чувства и мнение ребёнка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».

5. НАУЧИТЕ РЕБЁНКА ДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ

Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так Вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

6. ПОСТОЯННО ГОВОРИТЕ С РЕБЁНКОМ

Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что Вам это действительно интересно.

7. ОТВЕЧАЙТЕ НА КАЖДЫЙ ВОПРОС РЕБЕНКА

Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.

8. ПОСТАРАЙТЕСЬ ХОТЬ ИНОГДА СМОТРЕТЬ НА МИР ГЛАЗАМИ ВАШЕГО РЕБЕНКА

Видеть мир глазами другого – основа для взаимопонимания.

9. ЧАЩЕ ХВАЛИТЕ, ВОСХИЩАЙТЕСЬ ВАШИМ МАЛЫШОМ

На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что Ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделываетесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

10. НЕ СТРОЙТЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РЕБЁНКОМ НА ЗАПРЕТАХ

Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, доводы Ваших требований, если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребёнку сейчас – фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем.

 

  Чтобы школа не стала в тягость…

1. Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.

2. Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными. Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!

3. Перед школой и во время учёбы проверяйте зрение и слух ребёнка.

4. Подготовка к чтению: 6-7 летний малыш должен знать все печатные буквы алфавита, но многие могут слитно читать слоги, а некоторые - и целые тексты. Несмотря на такую разную подготовку, все дети устают от процесса чтения очень быстро. Чередуйте это занятие с отдыхом. Пусть ребёнок "погримасничает" перед зеркалом, произнося чётко и громко звуки, отдельно и плавно. Это развивает артикуляционный аппарат.

5. Подготовка к письму: ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.

6. Подготовка к грамматике: ребёнок может легко выделить в слове заданный звук, назвать в слове все звуки по порядку. Не путайте букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.) В тексте он так же может назвать количество предложений. Он умеет отвечать на вопросы "кто", "что" и сам их задавать. То есть 6-7 летний ребёнок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы. Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним!

7. Подготовка к математике: успешность в этом предмете зависит от освоения и умения двигаться в трёхмерном пространстве. Поэтому помогите ребёнку свободно владеть такими понятиями: "вверх-вниз", "вправо-влево", "прямо, по кругу, наискосок", "больше-меньше", "старше-моложе", "горизонтально-вертикально" и т.д., объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счётом в пределах 10.

Запомните: При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым. Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!). Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.

 

Дата последнего обновления страницы 09.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения